Х/ф «Загнанный»: ножевой бой в его настоящем виде  


Автор: Павел Долгачев
В фильме «Загнанный» (The Hunted. Some men must be found), российская телевизионная премьера которого прошла в середине октября 2003 года по Первому каналу, актеры Бенисио Дель Торо и Томми Ли Джонс продемонстрировали широкой публике кали – искусство ножевого боя, уходящее своими корнями в воинские дисциплины Индонезии и Филлипин. Конечно, они актеры и не стоит считать их мастерами рукопашного боя, однако картина «Загнанный» - первое на моей памяти кино, в котором столь реалистично были бы продемонстрированы приемы боя ножом.

Да, конечно, у многих специалистов, профессионально занимавшихся преподаванием ножевого боя или лично использовавшим нож в поединке, возникли вопросы и сомнения. Не стоит, однако считать, будто актеры передали технику и тактику "профессиональной поножовщины" безошибочно и во всей её полноте. Да, конечно, за кадром остались многочасовые тренировки, тщательный инструктаж мастеров кали, однако известно, что из всех отснятых сюжетов в фильме в конечном итоге остаются считанные отрывки. И отбирают их как раз по степени зрелищности.



«Когда мы снимали боевые сцены, изначально планировалось, что рукопашные схватки будут повторять известные «голливудские стандарты», - рассказывает продюсер Джеймс Джек. – Однако консультанты очень быстро дали нам понять, что если кто-то попытается атаковать вооруженного ножом противника высоким ударом ногой, как это, например, делает Чак Норрис, все закончится весьма плачевно, и порезать ахиллесово сухожилие бьющему не составит большого труда».

Тем не менее, фильм очень интересен тем, что поднята уникальная тема: подготовка к выживанию в экстремальных условиях спецподразделений вооруженных сил. Известно, что в армии каждой страны разносторонней подготовке «элитных» войск уделяется много внимания. Конечно, сравнивать системы российского спецназа и штатовских «рейнджеров» в целом на основе художественного фильма просто смешно. Но кое-что интересное, все же, есть…

Основное же внимание массы любителей воинских искусств вызвали сцены подготовки к бою ножом и сами поединки Джонса и Торо. «Я очень горд сценами нашего столкновения, - говорит Дель Торо, игравший Аарона Хэллэма, спецназовца, утратившего над собой контроль. – Мы стремились сделать их как можно более реальными, чтобы зритель поверил в то, что происходящее – действительно смертельная битва двух характеров. Наша задача заключалась в том, чтобы показать, что два парня, лихо владеющие ножом, по-настоящему готовы к сражению и не отступят. Наши схватки могли закончиться в несколько секунд, и нам немалого труда стоило продемонстрировать навыки реагирования, уходов и парирования атак друг друга».



Билли Фридкин, режиссер «Загнанного», считает, что успех кастингового отбора на роли фильма обеспечил 70-90% успеха. «Оба актера – и Томми Ли, и Бенисио – очень отличаются друг от друга. Джоунс – один из лучших актеров из всех, кого я когда-либо знал, - рассказывает Фридкин. – В каждый кадр фильма он привнес частичку собственного внутреннего мира – не менее загадочного, чем мир его героя. Вот за это я его и люблю как актера. В каждый момент фильма он привносит нечто живое, гуманное». Прямой противоположностью героя Джонса является персонаж по имени Хэллэм. «И Бенисио, - продолжает режиссер, - тоже привносит в каждое свое действие на экране чувство собственного достоинства, мужество. Это то, что нам было нужно, ведь диалогов действительно не хватает, и все свои помыслы, намерения актеры демонстрируют своими действиями».



Фридкин мечтал снять такой фильм очень давно. Когда-то он познакомился со следопытом, которого звали Том Браун Младший. Однако до последнего времени он не решался снимать такой фильм, считая, что он будет «слишком специализированным», слишком заостряющим внимание на навыках выживания. И Фридкин решился вернуться к своей мечте, как только прочел сценарий о том, как бывший спецназовец, брошенный и одинокий, забытый своей страной, теряет жизненные ориентиры и выходит на тропу войны, становясь серийным убийцей…

Одним из консультантов фильма стал тот самый Том Браун Младший, который и по сей день преподает навыки выживания бойцам подразделений особого назначения различных государственных силовых структур.

«Кто-то ведь должен тренировать военных, - говорит режиссер фильма. – Одним из таких является мой друг Том Браун. Он и сейчас активно преподает приемы выслеживания, выживания и убийства в отряде «Дельта», в спецназе. Именно отношения наставника и ученика были для меня очень интересны. В них изначально посеяны семена раздора, ведь наставник учит убивать, убивать по приказу, убивать много… Сам он при это ни разу не лишил человека жизни и более того – пытается охранять жизни везде и всегда».



«Билли – человек взыскательный, - говорит Том Браун, проведший часы с массовкой и главными героями фильма, обучая их стрелять, преследовать, прятаться. – Он приложил много усилий к тому, чтобы все это было максимально близко к правде».

Каянан, один из консультантов фильма по вопросам ножевого боя, режиссер хотел видеть действие, настоящий бой двух специалистов. «Он не желал, чтобы один тыкал другого, беспомощного, ножом, как часто показывают в фильмах. Он стремился к тому, чтобы актеры показали настоящий конфликт, в котором оба борются серьезно».



Каянан, являющийся по национальности филиппинцем и носителем традиции Саёк-кали, рассказывает о своем искусстве: «Кали – это термин, применяющийся в основном здесь, на Западе. На самом деле искусство боя на Филиппинах развивается общинами, семьями. То, что преподаю я, носит название Саёк-кали или Кали-эскрима». Кали-эксрима – направление воинских искусств, развивавшееся на протяжении сотен лет и впитавшее многие лучшие приемы фехтования на оружии. Саёк-кали – одна из известных школ рукопашного (в том числе и ножевого) боя, завоёвывающая все большую популярность в мире.
Вторым специалистом по боям был еще один специалист по Саёк-кали, Крейг.

«Я знаю о ножах больше, чем когда-либо хотел знать, - делится впечатлениями Томми Ли Джонс. – Должен признать, что мне очень понравилось практиковать кали во время подготовки к съемкам».



Для Дель Торо то, что его герой спецназовец Аарон Хэллэм практически не пользуется в фильме огнестрельным оружием, является определенным знаком. «Аарон – однозначно человек ножа, - описывает Бенисио своего персонажа. – Даже в Косово, когда его окружают враги, он пользуется только клинком».

Интересно, что в фильме показано изготовлении оружия вручную. Сами процессы высекания режущей кромки из камня или ковка клинка из подвернувшейся под руку железяки – реально возможные вещи. Этому учит Том Браун своих подопечных военных. Правда, для съемок драк использовались только изготовленные из прочного каучука «ножи».

В любом случае, мы увидели отличный и захватывающий фильм.


Назад в Статьи и Ссылки
Назад в Вин Чун
Главная страница
Гостевая книга
Мой Е.Mail


 

Hosted by uCoz